Оппоненты реформы тоже продолжают выражать свое несогласие с перспективой смены формы правления в стране обновлением основного закона. Они настаивают на своем убеждении, что концентрация властных полномочий в одних руках непременно приведет к диктату и авторитаризму, нарушит демократические основы государства и принципы независимости судебной ветви власти. Ну, и дальше в том же духе: семейное, клановое управление, регионализм, трайбализм и прочие, ставшие привычными страшилки из арсенала авторов «цветных революций». Привычка подавать все это под соусом всенародной трагедии, под страхом потери национальной идентичности и распада государственности до сих пор оказывала свое влияние на принятие руководством страны тех или иных решений.
Так было до сих пор, но сегодня, по мнению сторонников реформы, у страны просто нет времени на подобные политические игры. Сегодня время решать вопросы развития страны в эпоху глобального экономического кризиса, вопросы выживания в условиях продолжающейся пандемии. Настало время пересмотреть принципы управления страной, ввести в систему государственного управления такое простое и человеческое понятие, как ответственность. Ведь последние 10 лет страна жила в условиях конституционной системы сдержек и противовесов, в условиях парламентской формы правления. Проще говоря, мы жили в условиях полнейшей безответственности ветвей власти и «круговой поруки» политических сил и полномочных структур. Поэтому, кто бы и что бы ни говорил, а реформа Основного закона необходима, а по поводу смены формы правления народ выразил свою позицию однозначно, 10 января более 80% избирателей проголосовали ЗА президентскую форму правления.
Между тем, специалисты правовой клиники «Адилет» проведя анализ проекта новой Конституции, признали, что основополагающие принципы ее проработаны правильно, в соответствии с международными правовыми стандартами и нормами. Эксперты клиники отметили лишь необходимость изменения отдельных формулировок и внесения некоторых поправок в проект. Свои соображения они передали в соответствующий комитет парламента.